Информация об отеле и кемпингах На главную страницу Достопримечальности Феодосии
То, ради чего Вы оказались летом в Крыму Экскурсии и туры по Крыму
Дополнительные возможности для активного отдыха Сколько это стоит
Контактная информация Полезные ссылки


Старый Бахчисарай расположен у подножия крутых обветренных скал в долине реки Чурук-Су. Люди селились здесь еще сорок тысяч лет тому назад, а неподалеку, на реке Альма, найдена палеостоянка, уходящая в историю на 80 тыс. лет . С поступью веков волнами прибоя накатывались и оседали здесь народы, создавая причудливую смесь разнообразных культур . Тавры и скифы, греки и аланы, готы и сарматы, гунны, хазары, печенеги вписаны в страницы многовековой истории этих мест . В XIII веке в степи Таврики пришло семь монгольских улусов, образовав Крымский юрт во главе с тудуном. После того, как Крымское ханство отделилось от Золотой Орды, Хаджи-Девлет-Гирей, внук Тохтамыш-хана, перенес свою ставку из Солхата (Старый Крым) в крепость Кырк-Ор ( Чуфут-Кале ). Под склонами мыса Бурунчак был выстроен дворец Ашлама-Сарай. По мере того, как Крымское ханство утвердилось в своей самостоятельности резиденция правителя была перенесена из тесного ущелья Ашлама-Дере в долину реки Чурук-Су. Так был основан Бахчисарай - "Дворец-Сад",воплощавший мечту о изысканном, "райском" месте - саде, с многочисленными источниками. Строительство дворца было начато в начале XVI в. сыном Менгли-Гирея, Адиль-Сахиб-Гиреем. Легкая архитектура построек, отсутствие монументальности не случайно. Даже стены, разгораживающие сад и интерьер, условны: они должны были создавать прохладу в знойный летний день, но при этом "впускать" сад через окна и витражи. Поддерживая свежесть воздуха, в залах тихо журчат многочисленные мраморные фонтаны. И, постепенно, у вас возникает волшебная иллюзия пребывания в саду. Не удивительно, что прототипом для создания Бахчисарайского дворца, после того, как Крымское ханство с 1475 г. стало вассалом Османской империи, послужил дворец султанов в Стамбуле - Топкапи. Дворец, стиль которого академик Паллас определил, как "азиатское барокко", вобрал в себя черты малоазийской и сельджукской архитектуры с элементами европейского Ренессанса и барокко. Во время пожара, возникшего после взятия Бахчисарая войсками Миниха в 1736 г., дворец сильно пострадал и был капитально отремонтирован при ханах Каплан-Гирее и Селямет-Гирее. Тогда же, в 1740-41 гг. была построена соборная мечеть Биюк-хан-Джами, которая, несмотря на свою массивность, органично вписывается в дворцовый комплекс. Два её стройных минарета графично завершают облик резиденции крымских ханов. 1. Арка входа в зал ханского Дивана (Зал Совета и Суда). Оформлена из местного известняка в 1742 г. во время правления хана Селямет-Гирея. 2. Зал Совета и Суда. Является одной из ранних построек дворца и относится к концу XVI в. Это зал с двумя рядами окон, верхний ряд которых оформлен цветными, нигде более не повторяющимися витражами и оригинальным деревянным наборным центром потолка. Здесь собирался Диван - высший государственный совет, решавший все вопросы внутренней и внешней политики Крымского ханства. В его состав, помимо хана, входили: ор-беги, ведавший охраной границ; наследник хана - калга, командующий армией; нуреддин, занимающийся судопроизводством и командующий малыми военными корпусами; а так же муфтий, глава мусульманского духовенства. Согласно раннему описанию зала, выполненному по распоряжению фельдмаршала графа Б. К. Миниха его адъютантом Х. Г. Манштейном в 1736 г. , в центре выложенного мраморными плитами пола бил фонтан, а стены были оформлены разноцветными фарфоровыми изразцами. 3. Сельсебиль (райский источник) - Фонтан слёз. Сооружён выдающимся иранским художником и скульптором Омером в 1764 г. Первоначально был установлен у мавзолея Диляры-Бикеч, "прекрасной княжны", любимой жены Крым-Гирей-хана. Её личность исторически совершенно не выяснена и окутана ореолом поэтических легенд. Одна из них, повествующая о похищенной в Польше Марии Потоцкой, ставшей женой хана и погибшей от руки ослеплённой ревностью Заремы, вдохновила А. С. Пушкина на поэму "Бахчисарайский фонтан" и стихотворение "Фонтану Бахчиарайского дворца". К этому же образу обращались П.А. Вяземский и В.А. Жуковский, Адам Мицкевич и Леся Украинка. На мраморной плите, украшенной растительным орнаментом, в нише, расположены чаши - символы сердца. В верхней части вырезан цветок лотоса из пяти лепестков, символизирующий человеческое лицо. Из центра цветка капля за каплей падают в верхнюю центральную чашу "слёзы" воды, а затем , звеня бесконечной чередой капели, в две боковые чаши и снова в среднюю. Мотив раздвоения потока и его последующих слияний повторяется трижды. На плите, у подножия фонтана, Омер высек похожую на улитку спираль, символизирующую продолжение жизни. Надпись на фонтане намекает на его совершенство словами придворного поэта Шейхса: "Мы сами видели Дамаск, Багдад. О, шейхи! Кто будет утолять жажду, пусть...", а так же восхваляет строителя, который "тонкостью ума нашёл воду и устроил прекрасный фонтан". Он был перенесён на своё нынешнее место во время ремонта конца XVIII в. по приказанию Г.А. Потёмкина-Таврического для лучшей сохранности. В XIX в. поэтические идеи Сельсебиль вдохновили на создание четырех фонтанов Эрмитажа и фонтана в Алупкинском дворце графа Воронцова. 4. Летняя беседка Построенная Омером-живописцем, она первоначально являлась открытой беседкой, окружённой с трёх сторон колонной аркадой. Потолок и стены покрыты живописью и интересны орнаментом переплетающихся цветущих растений. Открытые проёмы были застеклены во время большого ремонта 1821-31 гг. Мастерами Михаилом Кладо и Василием Дорофеевым была выполнена центральная резная часть потолка. Тогда же вдоль стен разместили покрытые коврами и подушками низкие диваны (сеты). 5. Малая дворцовая мечеть Построенная в XVI в. она относится к числу наиболее ранних построек дворца. Это вытянутое с востока на запад помещение, основная часть которого перекрыта куполом, опирающимся на барабан-восьмигранник, с арками и парусами. В южной стороне устроена украшенная сталактитами алтарная ниша - михраб. Над орнаментированной аркой входа есть надпись с именем Селямет-Гирей-хана и датой, указывающей на восстановление мечети в 40-х годах XIX в. На южной стене сохранилась роспись XVI в., купол был росписан в XVIII в. иранским мастером Омером. 6. Портал Алевиза Портал "Железных" дверей, называемый так из-за того, что двери, выходящие в Посольский садик, окованы полосами железа ручной ковки - наиболее древняя часть дворца. Первоначально портал Алевиза украшал ханский дворец в Ашлама-Дере и лишь позднее был перенесён на своё нынешнее место. Он был создан итальянским зодчим Алевизом Фрязином Новым, задержанным в составе русского посольства, с которым он, по приглашению царя Ивана III, направлялся в Москву для строительства Архангельского собора. С июня 1503 г. по сентябрь 1504 г. мастер, по приказу Менгли-Гирей-хана, создавал портал, этот великолепный образец Ренессанса, выполненный в стиле ранней северной ломбардо-венецианской школы, отличающейся богатством и изяществом орнамента. Выполненные арабской вязью надписи в верхней части портала придают ему восточный колорит и гласят, что эта "величественная дверь сооружена по повелению Менгли-Гирей-хана, султана двух материков и владетеля двух морей, сына султана Хаджи-Гирей-хана. 1503 г." 7. Золотой кабинет (Фруктовая беседка). Сооружён в середине XVIII в. Омером-живописцем. Расположенные в два ряда двадцать четыре окна с разноцветными стёклами заливают зал мягким золотистым светом. Тонкая резьба деревянного потолка, роспись с обилием позолоты - работа русских мастеров конца XVIII в. В верхней части западной стены был устроен зимний садик с фруктами и птицами, сделанными из воска. Всё это делает Фруктовую беседку похожей на драгоценную шкатулку. Под карнизом зал опоясывает затейливая вязь арабской надписи, содержащая панегрик Крым-Гирей-хану. Часть первоначальной росписи Омера расчищена Н. Болдыревым на восточной стене в 1880 г. 8. Большой двор ханского дворца. Просторный, светлый, совершенно зелёный двор является организующим центром дворца. В старину он служил для сбора ханского войска и встречи послов, был не мощеный и посыпанный песком. Его окружают дворцовые постройки, призванные создать всё необходимое для жизни восточного владыки: слева - мечеть, кладбище с пышными надгробиями и двумя мавзолеями, далее расположены конюшни и ворота с надвратной башней; справа - парадные залы, жилые покои, дворики с фонтанами и сохранившаяся часть гарема, примыкающая к Соколиной башне. Башня, называемая так из-за того, что на её нижнем этаже содержались в клетках учёные охотничьи соколы, имеет кубическое каменное основание, на котором установлен обшитый деревянными досками шестигранник, под самой крышей переходящий в решётку, и шатровое завершение. Обитательницам гарема разрешалось подниматься наверх по установленной внутри широкой лестнице, огибающей все грани башни, на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на окрестности и они могли посмотреть на проведение сборов войск, приём послов, на пёструю, красочную жизнь двора. 9. Анфилада комнат в жилых покоях хана В войне с Россией 1768-74 гг. Турция терпит поражение и, по Кучук-Кайнарджйскому мирному договору, Крымское ханство получает независимость. Вспыхнувшие междоусобицы и борьба за власть привели к тому, что в 1776 г. в Крыму оказалось два хана - Шагин-Гирей, сторонник сближения с Россией и Девлет-Гирей, приверженец Турции. В марте 1778 г., после того, как в Крыму высадились турецкие войска, с Перекопа выдвинулся 25-тыс.отряд под командованием князя Прозоровского и А.В. Суворова. Действуя исключительно искусно, не вступая в бой, "одним движением", русские войска рассеяли татарскую конницу и вынудили турок покинуть полуостров, заняв все его важные стратегические пункты. В конце февраля 1783 г. Шагин-Гирей-хан отрёкся от престола и отдал себя под покровительство России, а 8 апреля 1783 г. императрицей Екатериной II был подписан манифест о "Присоединении полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую державу". По указу Екатерины II от 2 февраля 1784 г. Крым стал Таврической областью, войдя в состав Новороссийской губернии. 10. Гарем "Запретное", "неприкосновенное" место - таково, в переводе с арабского, значение этого слова. Никто, кроме самого хана, его малолетних сыновей и евнухов, не имел права входить в гарем. По дошедшим до нас сведениям, он состоял из четырёх главных корпусов, по числу законных жён хана, и многочисленных построек, в общей сложности насчитывающих 73 комнаты. Большая часть их была снесена в 1818 г. за ветхостью. Сохранившийся корпус, наиболее близко расположенный к покоям хана и состоящий из четырёх комнат, по всей видимости, принадлежал его старшей жене - валиде. Утопающий в цветении роз "китайский" домик с интересным резным порталом, предположительно, XVI в. и обширной верандой, защищённой от знойных лучей солнца и нескромных взглядов деревянными решётчатыми жалюзи, создаёт ощущение "золотой" клетки. 11. Комната невесты Ханских дочерей выдавали замуж за знатных беев. По обычаю, невеста должна была принести в дом жениха приданное 9 раз по 9 вещей, например - шуб, ковров и т.п. В первой комнате гарема располагался буфет, где разогревалась принесённая из кухонь пища и изготавливались прохладительные напитки - щербеты. Вторая комната служила гостиной. В ней воссоздан интерьер XVII-XVIII в. с многочисленными коврами, работы иранских, турецких и среднеазиатских мастеров XVIII в., низкими диванчиками - сетами, инкрустированными перламутром и костью столиками, иранскими бронзовыми курильницами. В третьей комнате располагалась спальня, с обилием толстых ковров и подушек. Она обогревалась переносными жаровнями с древесным углём - мангалами и освещалась люстрой со свечами, работы восточных мастеров XVI в. и светильниками. Четвёртая комната представляет собой беседку для отдыха с набором восточных музыкальных инструментов. 12. Екатерининская комната Чтобы показать европейским державам усиление военно-морской мощи России, императрица Екатерина II совершает путешествие в Крым в сопровождении австрийского императора Иосифа II, английского и французского послов. В мае 1787 г. она прибывает в Бахчисарай, где в течение трёх дней принимает в Бахчисарайском дворце, отремонтированном к её приезду, местную знать. Во время ремонта 1784-87 гг. зал, где раньше находилась ханская спальня, был значительно перестроен: пробит нижний ряд окон и двери, сделан альков. Апартаменты императрицы украшает люстра работы русских мастеров XVIII в. 13. Большая ханская мечеть Биюк-хан-Джами Согласно сохранившейся над главным входом надписи, мечеть построена или перестроена на месте ранее существовавшего здания в 1740 г. в правление Селямет-Гирей-хана. Это вытянутое с севера на юг монументальное здание с высоко расположенными зарешёченными окнами, в простенках между которыми - майоликовые зелёные вставки, где в декоративные узоры вписана вязь изречений из Корана. Наружная роспись сделанана мастером Омером в 1763 г. Две тонкие десятигранные башни минаретов сложены из хорошо отёсанных каменных плит, скреплённых свинцом. По находящимся внутри винтовым лестницам пять раз в сутки поднимались муэдзины на опоясывающие минареты резные каменные балкончики и обращались к верующим с призывом к молитве. Остроконечные крыши завершаются мусульманским символом "Трёх миров", как бусины нанизанных на "Мировую ось" с лунным серпом вверху. 14. Мавзолеи XVI-XVIII вв. Дюрбе, усыпальницы семи крымских ханов. Это монументальные надгробные сооружения восьмигранной формы, с опирающимся на барабан куполом. По словам турецкого путешественника XVII в. Эвлии Челеби, крыши дюрбе были крыты оловом, а "в гробах, повитых сукном зелёным, покоятся: Гази Ислам Гирей-хан, сын Селямет Гирей-хана, его дети и кровные, бийимы и бюкче." 15. Ханское кладбище Здесь похоронено пять ханов, члены их семей и ближайшие сановники. Самое раннее погребение относится к 1592 г., позднее - к 1789 г. Мужские надгробия украшены чалмой и воинскими атрибутами, женские - подобием клобука. Орнаментированные тонкой резьбой и каллиграфией в стиле джали мраморные и каменные надгробия стоят среди кипарисов, традиционных деревьев восточных кладбищ. Наиболее распространённым мотивом являются розетка, плетёнка, стилизованный кипарис. Элементы арабского, персидского и турецкого стилей сплетаются с мотивами итальянского Ренессанса. Возле дюрбе сохранилась стройная ротонда, сложенная из тёсаного камня в первой половине XVIII в. над могилой хана Менгли-Гирея II. Справа от входа, на могиле Крым-Гирей-хана, стоит пышный памятник с элементами рококо и эпитафией: "О (бог), всегда жив, вечен! Война была ремеслом знаменитого Крым-Гирей-хана; глаза голубого неба не видели ему равного. 1183 (1769 г.)". 16. Бахчисарайские "сфинксы" 21 августа 1787 г. турецкий флот атаковал русские суда близ Кинбуруна и попытался высадить десант. Взятие Очакова, победа на реке Рымнике и успешный штурм крепости Измаил в декабре 1790 г. решили судьбу войны в пользу России. По Ясскому мирному договору 1791 г. Турция признала Крым за Россией и уступила земли между Южным Бугом и Днестром. Мирная жизнь Бахчисарая нарушалась ещё не раз: во время Крымской войны 1853-56 гг., когда во дворце располагался госпиталь, во время Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1954 г., в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, Крымская область была передана из РСФСР в состав УССР и с этого времени территориально входит в Украину. В 1960 г. была начата научная реставрация Бахчисарайского дворца и сегодня он предстаёт перед нами в своём истинном архитектурном облике с воссозданными росписями Омера-живописца, навивая лёгкую грусть по волшебным миражам Востока.